Чему стоит учить ребенка: давать сдачи и не робеть перед обидчиками или договариваться, искать компромисс?
Эта тема волнует всех родителей, какого бы пола и возраста ни был их ребенок. Ведь карапузы делят игрушки на детских площадках. Трехлетки учатся жить в обществе, разрешая конфликты в садике. Шестилетки вот-вот пойдут в школу, а младшие школьники делят одноклассников на “крутых”, с кем дружат, и изгоев, кого буллят. У подростков физическая сила уже как у взрослых, но еще нет навыка управлять эмоциями.
Драться нехорошо
Бывает, что родители воспитывают ребенка в духе дипломатии: “Нужно делиться, девочек обижать нельзя, драться нехорошо”. Часто такие дети не посещают садик и растут под присмотром мамы, бабушки, няни. И пока ребенок в кругу близких, проблем нет.
Но приходит пора идти в школу, и такой подход дает сбой. В школе ребенка могут обзывать, отнимать вещи, высмеивать, ставить подножки, бить. Он пытается реагировать так, как научен в общении с разумными взрослыми — тактично и вежливо, но со сверстниками это не работает. Ребенок не понимает “правил игры” детского коллектива, его ожидания рушатся. Одноклассники считают его слишком мягким и “назначают” объектом насмешек.
“Как быть? Нельзя это просто терпеть!” — спрашивают мамы. “Да дай ты им сдачи, и отстанут!” — наставляют папы.
А защитить себя можно и без агрессии.
В целях самозащиты
Я против того, чтобы учить детей давать сдачи. Если ребенок на любую провокацию будет обороняться кулаками, то конфликт, начавшийся с обзываний или случайного толчка, может перерасти в драку с серьезными травмами. До 5-7 лет дети не способны соизмерять силы и просчитать последствия своих действий.
А защитить себя можно и без агрессии.
- Прежде всего, стоит учить пониманию личных границ и уважению границ других людей:
— спрашивать разрешения прежде, чем взять вещь ребенка, доесть его еду;
— стучать в дверь ванной, когда он моется;
— извиниться, если вы в чем-то неправы;
— показывать личный пример — говорить, когда нарушают ваши границы (“Мне неприятно то, что ты делаешь”, “Это моя вещь и ее нельзя брать без моего согласия”);
— сказать, что он может не делиться своей игрушкой, если не хочет. И самим не бояться слез ребенка, когда надо в чем-то ему отказать. Только так дети учатся говорить “нет”, не испытывая стыда за отказ.
- Иногда, негодуя, что ребенок не дал сдачи, папы могут сказать лишнего. Не навешивайте ярлыки (“трус”, “слабак”, “позорище”). Важно сохранить доверительные отношения, чтобы ребенок мог обратиться за поддержкой и защитой, и был уверен, что его не осудят, не унизят за проявление слабости (физической, моральной — не важно).
Также не помогут ребенку жалость и немедленное решение конфликта за него. Лучше спокойным голосом, как зеркало, “отражать” то, что видите и слышите: “Ты испугался. Тебе было обидно и больно”. Так вы покажете, что понимаете его.
Или спросите: “Что ты чувствовал, когда они так постули? Что тебе хотелось сделать в ответ? Почему ты не отреагировал на их агрессию?” Возможно, оскорбленность — это ваши эмоции, а ребенок только удивился “странному” поведению других ребят и потому не стал отвечать. - Научите постоять за себя, не подпуская задир. Это могут дети уже с двух лет, когда они уверенно держатся на ногах. Нужно выставить перед собой выпрямленные руки, ладонями слегка отталкивая обидчика, сказать: “Стоп! Не подходи ко мне. Мне так неприятно”. Много раз отрепетируйте это действие дома, доведя до автоматизма, чтобы в моменты ссор ребенок, не задумываясь, применил этот навык.
Детей 4+ лет научите задерживать руку драчуна, не позволяя себя ударить. И строго говорить: “Меня бить нельзя”. - Объясните ребенку, что применить силу для защиты иногда необходимо, но все же это крайняя мера. Сначала стоит испробовать другие способы:
— позвать на помощь или подойти самому к кому-то взрослому;
— держаться подальше от агрессивно настроенного ребенка, не провоцировать;
— на дразнилки и обзывательства — отшучиваться. Когда ребенок уверен в себе, он без труда найдет, что ответить обидчику. Дошкольника научите ругаться овощами: “а ты баклажан/ зеленый помидор/ гнилая редиска”. Младшешкольника — острить. На “Ты дурак!” можно ответить “Да я король дураков!”. “Ботаник!” — “Приятно познакомиться, а я Петя”. И классика: “от такого и слышу”, “на себя посмотри”, “кто так обзывается, тот сам так называется” и др. - Рано или поздно дети начинают ругаться матом. Ученику средней школы лучше не запрещать, а объяснить, что мат используют для выражения агрессии, но в обычной жизни, при близких и учителях, это неуместно.
А если дерется ваш ребенок?
Если кто-то жалуется, что ваш ребенок устроил драку, помните: этот человек не знает, что ей предшествовало. Не спешите с выводами, пока не поговорите со своим ребенком. Только будьте не как следователь, а скорее как исследователь — безэмоциональным и внимательным.
Важное правило: “Дети решают споры с детьми, а взрослые со взрослыми”.
Какая бы ни была причина конфликта, не присоединяйтесь к стороне “обвинителей”. Не вступайте в спор и взаимный обмен претензиями. Не стремитесь нарочито показать, как вам стыдно за ребенка. Вам вовсе не нужно быть хорошим родителем в глазах чужого ребенка, только для своего.
Есть важное правило: “Дети решают споры с детьми, а взрослые со взрослыми”. Научите своего ребенка, что если его ругают родители другого ребенка, нужно сказать: “Моя мама сидит вон на той лавочке. Сейчас я ее позову”. Не важно 3-5-7-16 лет вашему чаду, не дайте чужому взрослому выливать гнев на него, а переключайте его на себя. Устойчивый, зрелый взрослый подает ребенку пример, как можно повести себя в конфликтных ситуациях:
- Снизить накал: «Извините, он нечаянно».
- Перевести в юмор: «У него сегодня “безнастроение”».
- Поблагодарить, если замечание было корректное и по делу: «Спасибо за обратную связь. Я поговорю с ним дома».
- Стать громоотводом: «Если мой ребенок вел себя некорректно, обсудите это со мной, и я приму меры».
Чтобы научить ребенка “жить в суровом мире”, берите пример у животных. Как они обучают детенышей? Сначала в игре, потом дают испытать силы на практике, а сами затаиваются где-то поблизости. И лишь хорошо научив, отпускают в самостоятельную жизнь. Так и мы родители сначала учим ребенка на примере персонажей книг и мультфильмов, обсуждая их поступки. Затем даем ребенку столкнуться с последствиями своих действий, но сами находимся рядом и смотрим, нужна ли ему помощь. Полностью ответственность можно передавать, когда мы уверены, что хорошо научили ребенка решать конфликты.