Дружба со временем

Школьникам жизненно необходимо умение ориентироваться во времени. Родители не всегда могут быть рядом. И, чтобы ребенок сам вовремя выходил из дома на уроки или в кружок, понимал, когда пора садиться за домашние задания и готовиться ко сну, нужно, чтобы он понимал, сколько времени показывают часы.

Когда начинать?

Обучать можно лет с 5, когда созревают зоны мозга, отвечающие за восприятие времени. В этом возрасте дети часто задают вопросы о смерти: «А ты умрешь? И я умру? А когда?» Это сигнал, что ребенок стал осознавать материю времени, понимать, что у него есть начало и конец.

Но чтобы он понял концепцию часов, необходимо еще уметь различать части суток: утро, день, ночь. Хронологию событий: вчера, сегодня, завтра. Считать хотя бы до 12 и пятерками 5-10-15. Понимать смысл понятий больше, меньше, целый, половина. А этому дети учатся до пяти лет.

Как обучать

  1. В первый день знакомим ребёнка только с часовой стрелкой. “Смотри, вот эта короткая стрелка называется часовая. Она показывает, сколько сейчас часов. Вот, посмотри, сколько на часах?”

Ставим стрелку на разные числа и просим ребенка называть время. При этом минутная стоит на 12 и её никак не проговариваем. Для первого занятия достаточно 5-10 минут. Важно похвалить: “Ты быстро понял, что такое часовая стрелка. Отлично для начала. Продолжим завтра”.

  1. На следующий день переходим к большой стрелке. Сначала объясняем, что бывает чуть больше, чем ровно 2-5-7 часов… или чуть меньше.

Просим запомнить два положения минутной стрелки: вверх – это целый час, вниз – это половина (круга и часа). Покажите на модели круглого фрукта: “Вот целый апельсин, а вот половина. Мы разломили пополам – как раз по линии, где часы показывают половину часа”. 

Ставим маленькую стрелку на какой-то час, большую на 12 и просим сказать, сколько времени. Если надо, подскажите. Потом так же практикуем с получасом.

Ребенок может устать и не хотеть делать задание. Не давите. Похвалите, что сегодня он разобрался в более сложном понятии.

  1. На третий день закрепите тему с целым часом и половиной. Не говорите “тридцать минут” – пока именно “половина”. Объясните, что стрелка в часах всегда движется только слева направо и такое движение называется “по часовой стрелке”. В течение дня спрашивайте у ребёнка сколько сейчас времени, когда будет ровно или половина часа.
  1. Затем расскажите, зачем нужны полоски между числами – минутные насечки. И что между 12 и 1 их 5 штук. Предложите посчитать их, ведя пальчиком. Потом ещё 5, всего 10. И еще 5, итого 15. “Теперь ты знаешь, что может быть ровно целый час, половина или 5-10-15 минут”. Дайте пару заданий, чтобы ребенок показал на часах 6:15, 9:10 и т.д. 
  2. В следующий раз потренируйте чтение часов, устанавливая стрелки на те значения, которые ребенок уже знает.
Пример неподходящих часов для обучения детей времени. Слишком много элементов. Внимание не фокусируется.

Потом продолжите учить считать минуты пятерками: 5-10-15-20-25. Дальше, чем полчаса, пока не обучайте. Если у ребенка появится вопрос “А потом 30? Почему тогда тут написано 6?“, Тогда объясните, что половина часа – это 30 минут, 6 раз по 5, а целый час – 60 минут. Но заданий на эту тему пока не давайте.

  1. Когда ребенок хорошо усвоит все понятия из первых 5 пунктов, перейдите к изучению значений стрелки после 30 минут: “Сколько не хватает ДО целого часа”. Снова повторите, что ровно час – это 60 минут.
    Покажите, что пока минутная стрелка проходит этот круг, часовая тоже переходит от цифры к цифре и может указывать не ровно на какое-то число, а между ними. Затем добавьте: “Мы говорим не 2:45, а “Без 15 минут три”. То есть до ровного часа не хватает еще 15 минут”. Для этого нужно мысленно отсчитать минуты в направлении против часовой стрелки.
  2. Теперь можно перейти к заданиям на понимание, сколько времени показывают часы. Можно уже купить наручные часы и в течение дня спрашивать, сколько они показывают. Или играть в игры.

Учим время играючи

  • Сделайте несколько настенных часов из картонных коробок. Нарисуйте на циферблатах стрелки, которые показывают ежедневные важные дела: время завтрака, время, когда пора гулять, выходить в школу, когда папа вернется с работы, время подготовки ко сну. Это поможет визуально привыкнуть к расположению стрелок и лучше ориентироваться во времени.
  • Можно на рабочих часах раскрасить разными цветами те интервалы времени после школы, которые ребенок проводит без родителей. И ниже часов повесить плакат со значением каждого цвета – что в этот час делает ребенок.
  • Купите штампик с циферблатом. Можно сколько угодно раз делать оттиск на бумаге, а на нем дорисовать стрелки, чтобы часы показывали время, которое вы загадали.
  • Сделайте карточки с поверхностью «пиши-стирай», где можно рисовать стрелки. Распечатайте картинку циферблата и поместите в файлик, пишите маркерами для доски. Спросите у ребенка: во сколько ты сегодня завтракал, встаешь утром, выходим в школу, придет папа, пора спать?
  1. Когда ребенок хорошо поймет все про минутную стрелку, объясните, что в сутках 24 часа. “Это период, за который планета Земля делает оборот вокруг своей оси. Пока мы спим, просыпаемся, идем в садик/школу/на работу, потом наступает время обеда — проходит первая половина суток, первые 12 часов. Про это время ещё говорят ПОЛдень – половина дня. Планета сделала полкруга вокруг оси. И после этого считают уже не 1-2-3 часа дня, а 13-14-15. По-английски время считают до полудня и после него. А у нас просто считают часы дальше – до 24”.

Теперь можно давать упражнения на чтение времени в 24-х часовом формате. И обращать внимание ребёнка на часы, в которых есть разметка на 24 часа. Или познакомить с солнечными часами.

Как видите, процесс не быстрый. Но и торопиться не стоит. Главное – сохранять интерес ребёнка, не перегружать его.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *