Школьникам жизненно необходимо умение ориентироваться во времени. Родители не всегда могут быть рядом. И, чтобы ребенок сам вовремя выходил из дома на уроки или в кружок, понимал, когда пора садиться за домашние задания и готовиться ко сну, нужно, чтобы он понимал, сколько времени показывают часы.
Когда начинать?
Обучать можно лет с 5, когда созревают зоны мозга, отвечающие за восприятие времени. В этом возрасте дети часто задают вопросы о смерти: «А ты умрешь? И я умру? А когда?» Это сигнал, что ребенок стал осознавать материю времени, понимать, что у него есть начало и конец.
Но чтобы он понял концепцию часов, необходимо еще уметь различать части суток: утро, день, ночь. Хронологию событий: вчера, сегодня, завтра. Считать хотя бы до 12 и пятерками 5-10-15. Понимать смысл понятий больше, меньше, целый, половина. А этому дети учатся до пяти лет.
Как обучать
- В первый день знакомим ребёнка только с часовой стрелкой. “Смотри, вот эта короткая стрелка называется часовая. Она показывает, сколько сейчас часов. Вот, посмотри, сколько на часах?”
Ставим стрелку на разные числа и просим ребенка называть время. При этом минутная стоит на 12 и её никак не проговариваем. Для первого занятия достаточно 5-10 минут. Важно похвалить: “Ты быстро понял, что такое часовая стрелка. Отлично для начала. Продолжим завтра”.
- На следующий день переходим к большой стрелке. Сначала объясняем, что бывает чуть больше, чем ровно 2-5-7 часов… или чуть меньше.
Просим запомнить два положения минутной стрелки: вверх – это целый час, вниз – это половина (круга и часа). Покажите на модели круглого фрукта: “Вот целый апельсин, а вот половина. Мы разломили пополам – как раз по линии, где часы показывают половину часа”.
Ставим маленькую стрелку на какой-то час, большую на 12 и просим сказать, сколько времени. Если надо, подскажите. Потом так же практикуем с получасом.
Ребенок может устать и не хотеть делать задание. Не давите. Похвалите, что сегодня он разобрался в более сложном понятии.
- На третий день закрепите тему с целым часом и половиной. Не говорите “тридцать минут” – пока именно “половина”. Объясните, что стрелка в часах всегда движется только слева направо и такое движение называется “по часовой стрелке”. В течение дня спрашивайте у ребёнка сколько сейчас времени, когда будет ровно или половина часа.
- Затем расскажите, зачем нужны полоски между числами – минутные насечки. И что между 12 и 1 их 5 штук. Предложите посчитать их, ведя пальчиком. Потом ещё 5, всего 10. И еще 5, итого 15. “Теперь ты знаешь, что может быть ровно целый час, половина или 5-10-15 минут”. Дайте пару заданий, чтобы ребенок показал на часах 6:15, 9:10 и т.д.
- В следующий раз потренируйте чтение часов, устанавливая стрелки на те значения, которые ребенок уже знает.
Потом продолжите учить считать минуты пятерками: 5-10-15-20-25. Дальше, чем полчаса, пока не обучайте. Если у ребенка появится вопрос “А потом 30? Почему тогда тут написано 6?“, Тогда объясните, что половина часа – это 30 минут, 6 раз по 5, а целый час – 60 минут. Но заданий на эту тему пока не давайте.
- Когда ребенок хорошо усвоит все понятия из первых 5 пунктов, перейдите к изучению значений стрелки после 30 минут: “Сколько не хватает ДО целого часа”. Снова повторите, что ровно час – это 60 минут.
Покажите, что пока минутная стрелка проходит этот круг, часовая тоже переходит от цифры к цифре и может указывать не ровно на какое-то число, а между ними. Затем добавьте: “Мы говорим не 2:45, а “Без 15 минут три”. То есть до ровного часа не хватает еще 15 минут”. Для этого нужно мысленно отсчитать минуты в направлении против часовой стрелки. - Теперь можно перейти к заданиям на понимание, сколько времени показывают часы. Можно уже купить наручные часы и в течение дня спрашивать, сколько они показывают. Или играть в игры.
Учим время играючи
- Сделайте несколько настенных часов из картонных коробок. Нарисуйте на циферблатах стрелки, которые показывают ежедневные важные дела: время завтрака, время, когда пора гулять, выходить в школу, когда папа вернется с работы, время подготовки ко сну. Это поможет визуально привыкнуть к расположению стрелок и лучше ориентироваться во времени.
- Можно на рабочих часах раскрасить разными цветами те интервалы времени после школы, которые ребенок проводит без родителей. И ниже часов повесить плакат со значением каждого цвета – что в этот час делает ребенок.
- Купите штампик с циферблатом. Можно сколько угодно раз делать оттиск на бумаге, а на нем дорисовать стрелки, чтобы часы показывали время, которое вы загадали.
- Сделайте карточки с поверхностью «пиши-стирай», где можно рисовать стрелки. Распечатайте картинку циферблата и поместите в файлик, пишите маркерами для доски. Спросите у ребенка: во сколько ты сегодня завтракал, встаешь утром, выходим в школу, придет папа, пора спать?
- Посмотрите «Фиксики», серия «Изучаем время» и «История вещей. Часы»
- Онлайн игры «Изучаем время», «Часики» и др.
- Адвент-календари (до дня рождения, до Нового года)
- Когда ребенок хорошо поймет все про минутную стрелку, объясните, что в сутках 24 часа. “Это период, за который планета Земля делает оборот вокруг своей оси. Пока мы спим, просыпаемся, идем в садик/школу/на работу, потом наступает время обеда — проходит первая половина суток, первые 12 часов. Про это время ещё говорят ПОЛдень – половина дня. Планета сделала полкруга вокруг оси. И после этого считают уже не 1-2-3 часа дня, а 13-14-15. По-английски время считают до полудня и после него. А у нас просто считают часы дальше – до 24”.
Теперь можно давать упражнения на чтение времени в 24-х часовом формате. И обращать внимание ребёнка на часы, в которых есть разметка на 24 часа. Или познакомить с солнечными часами.
Как видите, процесс не быстрый. Но и торопиться не стоит. Главное – сохранять интерес ребёнка, не перегружать его.