Как сдать экзамен на пять

Даже самый подготовленный ученик может завалить экзамены, если не совладает с волнением. Рассказываю, как обхитрить свой страх.

Можно сколько угодно заниматься с репетиторами, решать задания из учебника, сдавать пробные ЕГЭ. Но экзамен – это в первую очередь проверка умения владеть своими эмоциями.

Дети относятся к своему состоянию стресса на экзамене как к дефекту: «Я неудачник! Вместо того, чтобы взять и все звездно сдать, все «пробники» написал гораздо хуже, чем могу». Но наша реакция на стресс не имеет отношения к нашей личности. Это, скорее, особенности нашего тела. 

КАК РАБОТАЕТ СТРЕСС 

Страх и тревога — это «вшитые» в нас программы реакции на опасность. Без них человек бы не выжил. Раньше угрозы были внешние (тигры, змеи, голод, война) и случались редко. Сейчас таких угроз почти нет. Но система тревоги срабатывает даже чаще.

Экзамен – это в первую очередь проверка умения владеть собой

Для мозга нет разницы зверь на нас нападает или экзамен предстоит – то, что угрожает жизни, будущему или самооценке мы воспринимаем одинаково. В ответ на опасность мы автоматически выбираем одну из стратегий действий при угрозе: убежать, напасть или замереть. На экзамене мы не можем ни того, ни другого. Но мозг уже зафиксировал угрозу и ищет решение и за это отвечают стволовые части мозга, они находятся в затылке и шее.  

А в умственной работе участвуют много отделов: лобные доли — наши планирование и контроль, лимбическая система — эмоции. Нужно хорошее взаимодействие между полушариями, ведь правое отвечает за образное мышление, а левое — за абстрактное. Важно, чтобы все отделы мозга работали скоординировано. А в стрессе все ресурсы мозга направлены на затылочную часть, и из-за этого блокируется мышление, способность вспоминать информацию, понимать задания, которые читаешь.

КАК ЗАРАНЕЕ РАБОТАТЬ СО СТРАХОМ И ТРЕВОГОЙ

Начни работать с тревогой заранее, чтобы на экзамене она не “отключила” мозг. 

  • Все, что мозг воспринимает как мучение, он вытеснит, сколько ни учи. Поэтому, готовясь к экзамену, создай позитивный настрой.
  • Можно говорить себе установку: «Я долго учился/-ась и готовился/-ась к этому экзамену. Я знаю, что я знаю. Я сдам. С мной всё ок».
  • Обязательно выспись перед экзаменом.

КАК УСПОКОИТЬСЯ ДО ЭКЗАМЕНА

Мы управляем только тем, что можем описать словами. Сформулируй, что ты чувствуешь: «боюсь, тревожусь, паникую, стыжусь». Прислушайся, где это чувство находится у тебя в теле – в груди, животе, горле, коленях, ладонях. Оцени от 0 до 10, насколько сильна эта эмоция: «Ааа, паника!» – 10; «Делаю вдох-выдох и уже спокоен» – 1.

При стрессе мышление блокируется, т.к. активна только стволовая часть мозга

Теперь ответь, что ты сейчас хочешь: «Полностью успокоиться», «Перестать дрожать», «Согреться», «Говорить уверенно», «Вспомнить все прочитанное». Медленно дыши и подушечками пальцев легонько постукивай между бровей и говори про себя: «Я отпускаю страх, тревогу, все, что тревожит меня. Я отпускаю. Я отпускаю все негативные эмоции. Я отпускаю…». Можно продолжить легонько постукивать по другим частям лица, если где-то чувствуешь напряжение мышц.

В конце проверь:  изменилась сила тревоги, стала ниже, её вообще нет? И мысленно улыбнись.

УВЕРЕННОСТЬ НА ЭКЗАМЕНЕ

  1. Вода способствует работе нервной системы, ведь все ее сигналы – это электрические импульсы. Если пить мееедленно, то нервная система успокоится и уровень стресса снизится.
  2. Дыхание при стрессе либо становится поверхностное, либо вообще замирает. Подыши животом: надуй его как шарик и выдохни ртом. Это снижает возбуждение нервной системы.
  3. Чтобы наладить связь между полушариями, сделай упражнения на пересечение средней линии тела. По очереди клади правую руку на левое колено, левую руку на правое колено. Или сомкни руки перед грудью и поверни корпус вправо и влево, тянись за локтем.
  4. Если читаешь задание и не понимаешь, о чем оно — значит, «отключилась» зона мозга, отвечающая за глаза. Потри их ладонями или подвигай зрачки влево и вправо, чтобы активизировать кровоток. Или положи большой и указательный палец на впадины под ключицами и помассируй.
  5. Когда не понимаешь, что тебе говорят — это от стресса «отключились» уши. Если ты готовился, читая задания вслух, то особенно важно «включить» аудиальную память. Сделай любой массаж ушей.
  6. Для активизации речевого аппарата перед устным экзаменом нужно подключить руки. Если ты правша и от волнения у тебя немеет язык, рисуй в воздухе круги, елочки, активно жестикулируй. Если левша и в стрессе речь льется рекой, но хочется куда-то спрятать руки, то зажми в ладони любой предмет (ручку, скрепку).
  7. Если нервничаешь и думаешь, что все забыл/-а, закрой глаза и вспомни класс, комнату, где изучал/-а этот предмет. Свою парту. Знакомые стены. Свои победы по этому предмету – хорошие оценки за домашку, контрольную. Объяснения и помощь учителя, репетитора, родителей или одноклассника — того, кто вызывает положительные эмоции. Мысленно окунись в спокойную обстановку, связанную с этим предметом.

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ

Успех на экзаменах зависит и от того как родители относятся к их результатам. Значимость ЕГЭ сегодня преувеличена. Как бы ни сдал его ребенок, он сможет найти свой путь в жизни и реализоваться, если в него верят, видят его способности и поддерживают интересы. 

У многих детей страх не сдать экзамены связан с боязнью разочаровать родителей, лишиться их любви. И слова «ты же у нас такой умный», «ты ведь молодец, ты все сдашь» они воспринимают не как поддержку, а как заказ на хорошие баллы.

Даже если ваш без пяти минут выпускник бравирует храбростью и взрослостью, он все равно волнуется. Лучшие слова поддержки в этот момент: «Я люблю тебя, потому что ты — это ты. И оценки никак на это не повлияют. Я с тобой».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *