Хвалить не перехвалить

“Посмотри, что я нарисовал!” — малыш принес листок с каляками и ждет восхищения. Первоклассник, торжествуя, показывает пятерку в дневнике и хочет похвалы. Но стоит ли хвалить или есть риск разбаловать? Какими словами выразить одобрение, а какие нельзя использовать?

На днях я спросила дошколят: “Что говорят родители, когда хвалят вас?” Список получился короткий: “молодец”, “умница”, “хороший”. Причина понятна: родителей самих в детстве редко хвалили. Теперь они стараются дать детям то, в чем нуждались, но личного опыта не хватает.

Плюс есть страх перехвалить, разбаловать. Мы понимаем, что учитель в школе и директор на работе не станут хвалить наших детей за каждую закорючку. И кажется логичным: чтобы ребенок вырос успешным, готовым к суровой реальности, воспитывать нужно строго и без дифирамб. 

Психологи считают иначе. Похвала приносит ребенку не только удовольствие, но и пользу. Самооценка формируется с детства, на основе слов, интонации, мимики, поступков значимых взрослых. Конечно, она будет меняться и дополняться всю жизнь, важными станут не только родители. Но фундамент личности закладывается до 5 лет.

У нас есть страх перехвалить, разбаловать. Кажется логичным: чтобы ребенок вырос успешным, готовым к суровой реальности, воспитывать нужно строго и без дифирамбов. Но психологи считают иначе.

Когда ребенка поддерживают, принимают, одобряют, он ощущает себя любимым, важным для близких, умелым, способным делать что-то самостоятельно. Но речь не про дежурное “молодец, умница”, а про искренний интерес к ребенку и результатам его деятельности.

Если малыш впервые сам надел курточку и застегнул все пуговицы, взрослые невольно восхитятся. Но что, если любимое чадо приносит новый лист с каляками каждые пять минут и ждет восторгов? В какой-то момент мама, занятая домашними делами, не найдет сил даже улыбнуться в ответ. “Молодец! Красиво!” — прозвучит как “Дай мне доварить суп!”

Дети, которыми взрослые интересуются искренне, вырастают эмоционально устойчивыми, не зависят от чужой оценки, не унывают из-за критики. Они умеют сами адекватно оценить, насколько успешно что-то сделали и не боятся ошибиться.

Как же хвалить правильно? Нет универсального, высеченного в камне рецепта. Но разные эксперты, работающие с детьми, сходятся в мнениях о похвале.

В Монтессори-педагогике не говорят “молодец”. Вместо этого стремятся поддержать в ребенке способность делать все с интересом. Взрослый не дает никакой оценки — ни ребёнку, ни результату его труда. Лишь описывает действия ребенка, какие-то детали (цвет, размер), свои ощущения.

“Ты нарисовал треугольник и квадрат. Треугольник красный, а квадрат синий. Похоже на домик. Такой сочный рисунок. Мне захотелось погулять возле этого домика”.

Игротерапевт Гарри Лэндрет предлагает укреплять самоуважение ребенка в игре, отдав ему ведущую роль, и просто транслировать свою заинтересованность и внимание. Взрослый садится, чтобы его глаза были на уровне глаз ребенка, разворачивается к нему корпусом, поза открытая. Можно издавать подбадривающие междометия (“угу”, “ооо!”, “дааа”) или отражать действия, чувства, желания ребенка. При этом предметы никак не называть. В детской фантазии расческа может стать телефоном, а наушники фонендоскопом — пусть он решит сам, что это для него сейчас. Так ребенок учится действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки. 

“О, ты знаешь, как это надевается. Да, ты уже раньше видела такую штуку. Аа, теперь ты хочешь, чтобы я тоже надел это. Покажи мне, как ты хочешь, чтобы я это сделал”. 

Психолог профессор Юлия Гиппенрейтер подчеркивает, что хвалить и критиковать надо действия, а не самого ребенка. Иначе у него создается чувство, что если он не сделает хорошо, то его поругают. Не “ты плохой” или “ты умница”, а “мне (не) нравится, как ты сказал, сделал”. 

После критики хорошо добавить позитива: “Ты, конечно, знаешь, что это не очень хороший поступок, и в следующий раз постараешься поступить лучше, ведь так?

По ее мнению, для родителя должен быть важен процесс — то, как ребенок пытается, ошибается, ищет, находит — а не похвала педагога.

Психолог Людмила Петрановская рекомендует хвалить ребенка, описывая, что именно вам понравилось. А застенчивых детей хвалить косвенно: говорить о них вернувшемуся с работы папе или по телефону бабушке.

Самое важное: никогда не используйте для позитивного подкрепления фразы «ты мое счастье», «моя радость». Ребенок не должен чувствовать себя ответственным за ваше эмоциональное благополучие.

Похвала — это способ подкрепить правильное, новое поведение. Петрановская считает важным к началу школы научить ребенка признавать свои достижения. Знать, что родители любят его любого, даже если критикуют некоторые поступки. И понимать: кто-то может быть недоволен его действиями, внешним видом, но это не страшно. Он не обязан слушаться каждого — так легко потерять свою личность. 

Самое важное: никогда не используйте для позитивного подкрепления фразы «ты мое счастье», «моя радость». Ребенок не должен чувствовать себя ответственным за ваше эмоциональное благополучие.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *