Как найти баланс между школой и гаджетами

Еще 30 лет назад дети проводили свободное время на улице, лазая по деревьям, играя в резинки и другие подвижные игры, общаясь друг с другом. А у современного ребенка радиус интересов сжался до экрана гаджета. По исследованиям ученых, в Европе к семи годам ребенок в общей сложности провел, уткнувшись в смартфон или планшет, больше года своей жизни. Как это влияет на детей и как избежать их зависимость от гаджетов?

Главные опасности гаджетов

  1. Вызывают зависимость

Взрослые по своему опыту знают, как «засасывает» виртуальный мир и крадет драгоценное время. Компьютерные игры и соцсети разработаны таким образом, чтобы задействовать наши инстинкты принадлежать к группе, соревноваться, чувствовать вкус победы. Для мозга не имеет значения в реальности или в виртуальном мире происходит переживание – лимбическая система реагирует одинаково.

Когда человек играет в компьютерную игру или собирает лайки в соцсети, в организме вырабатываются “внутренние наркотики” — гормон стресса кортизол, удовольствия — эндорфин и разные нейромедиаторы. Они нужны нашему организму, но не в тех дозах и не с той частотой, как получают современные гаджетозависимые люди. А после всплеска гормонов случается упадок, начинаются перепады настроения, апатия, агрессия.

  1. Мобильны и везде доступны

Современные цифровые устройства портативны. Они сопровождают нас повсюду, куда бы мы ни шли, чем бы ни занимались. Вспомните свой обычный день: вы сами, ваши дети или другие люди вокруг могут кушать, глядя в экран, пользоваться гаджетами в машине, метро и даже на ходу, принимать ванну и укладываться с планшетом спать, проводить свидание или встречу с близкими, уткнувшись в телефон, проводить время среди сверстников в школе и на игровой площадке.

Таким образом у детей нет пространства, свободного от гаджетов, где они могут о чем-то помечтать, пофантазировать, просто поиграть и получить необходимый им эмоциональный опыт, задуманный природой. Они не ощущают вкуса еды, которую съедают под мультик, не осознают, когда уже насытились, не чувствуют своей усталости, когда уже пора спать. И чувствуют тревогу, когда долго не заглядывали в телефон.

  1. Влияют на развитие мозга

Наиболее важны для развития мозга первые пять лет жизни: в этот период мозг очень пластичен, жадно впитывает новую информацию, формируя прочные нейронные связи, которые сохраняются в течение всей жизни, и отсекает те, которые не используются человеком. Джон Хаттон, педиатр и клинический исследователь Детской больницы Цинциннати проанализировал результаты МРТ мозга 47 детей от 3 до 5 лет, которые еще не начали ходить в детский сад. 

Результаты исследования показали, что когда дети используют гаджеты более одного часа в день, без контроля со стороны родителей, то белое вещество в их мозге менее развито. А эта область — ключевая в развитий речи, грамотности и умственных способностей. Просмотр экранов — слишком пассивный вид деятельности, который заменил собой другой опыт, который мог бы помочь детям развить и укрепить нейронные сети мозга.

Представьте, что белое вещество – это провода, по которым проходит сигнал между разными отделами мозга. Чем меньше проводов, чем они тоньше, тем медленнее проходит по ним “ток”. У человека с таким мозгом более низкая школьная успеваемость, медленнее скорость мышления и чтения, слабая память, неспособность к обучению игре на музыкальных инструментах. И как раз именно эти занятия способны развивать белое вещество.

  1. Формируют новый тип “скользящего” мышления

Вам знакомы ситуации, когда только начинаешь сконцентрированно над чем-то работать, как приходит емейл от коллеги, а потом сообщение в вацап или новый комментарий в инстаграм? И вы сами не заметили, как блуждаете от ссылки к ссылке, пропав в сети на долгие часы.

Гаджеты — источник нескончаемых прерываний и отвлечений. Система интернета устроена так, что предоставляя пользователю информацию, за которой он обратился осознанно, попутно предлагается еще несколько ссылок, видео- или фотоконтента, близкого к теме поиска. Это приводит нас к новому типу мышления, восприятия и обработки информации: мы на бегу прочитываем заголовки, мельком смотрим сториз в ленте, пролистываем короткие видео и не находим время на анализ и перепроверку полученной информации. А поглощенный наскоро контент не передается в долговременную память. 

Мы будто “скользим по поверхности” смыслов, не “ныряя в глубь”. На физическом уровне у нас не создается разветвленной, обширной нейронной сети, основанной на нашем разностороннем опыте. А в итоге теряется способность к формированию глубоких, тщательно обдуманных мыслей, созданию ценных идей. 

Ограничивать или тренировать силу воли

Родители порой теряются как поступить: оградить детей от гаджето-зависимости или же дать возможность развивать силу воли. Не стоит ждать, что дети могут справиться с этим искушением сами. Так же как и в вопросах здорового питания или курения, алкоголя.

Сначала научите детей четким правилам пользования электронными устройствами. Взрослея, они смогут лучше понимать свои истинные потребности, контролировать свои импульсы и сами управлять своим временем, проведенном в гаджетах. Постепенно можно будет предоставлять ребенку чуть больше свободы. И, если он с нею не справится, то всегда можно вернуть прежние правила.

Однако для успешного постепенного созревания в ребенке этих способностей, важна надежная привязанность, теплые отношения с заботливыми взрослыми и свободная игра ребенка, когда он может проявлять свою фантазию, а не стремиться к какому-то результату.

Проблемы с зависимостями начинаются тогда, когда нет этого контакта с близкими и с самим собой. Ребенок начинает скрывать, сколько времени он проводит за экранами и все меньше слышит родителей и свои собственные чувства. В таком случае стоит обратиться к психологу и до устранения проблем с детско-родительскими отношениями придется ввести правила, оберегающие ребенка от слишком сильной зависимости от электронных устройств.

Вы можете обсудить вместе с детьми и выбрать те, которые одобрят обе стороны. Оформите их так как позволит фантазия: распечатайте и повесьте на холодильник, сделайте постер в рамке или семейный договор, закрепленный подписями. И обсудите, какие будут последствия в случае их нарушения: “Я уверена, что ты можешь придерживаться этих правил и рассчитываю, что на этой неделе ты… Но если ты не будешь следовать правилам, о которых мы договорились, то выберешь  в течение всей недели не пользоваться гаджетами. Повтори, пожалуйста, как ты меня понял?» 

Правила для детей:

1. Гаджеты можно использовать только после школы 

2. В общей сложности не более двух часов в день

3. Мы не пользуемся гаджетами в кухне во время еды, в спальне перед сном и в ванной

4. На телефоне может быть установлено не более трех игр и/или соцсетей

5. Родители знают пароли от телефона и соцсетей ребенка (подходит с детьми до 12 лет, с более старшими — договариваемся о том, что он готов показать, что — нет)

6. Не пользоваться телефоном во время движения по улице — это опасно

7. Если у ребенка есть сложности с выполнением домашних обязанностей, учебой, поведением, введите правило «когда-тогда». Выберите несколько пунктов того, что вы хотели бы, чтобы начал делать ребенок — это будет “когда”. А то, что хочет получить ребенок — “тогда”.

Пример: “Когда ты сделал домашнее задание и показал маме, тогда можно 15 минут поиграть на компьютере”. “Когда ты прибрал в своей комнате и собрал вещи на завтра, тогда можешь 20 минут посмотреть соцсети”.

Правила для родителей:

1. Откладывайте гаджеты, когда ребёнок подходит к вам поговорить

2. Не пользуйтесь телефоном за рулем — это опасно 

3. Дома не пользуйтесь телефоном в комнатах, которые вы решили сделать свободными от гаджетов

4. Откажитесь от использования телефона за час до сна

5. Устраивайте раз в месяц цифровой детокс

Ребенок, конечно, будет стараться любыми способами нарушить ваши договоренности. Вы поймёте это, если дверь в детскую закрыта, а при входе в комнату слышите как захлопывается планшет или ноутбук, выключается компьютер. Важно самим придерживаться правил и дать ребенку столкнуться с последствиями за нарушение договора.

Например: «Сынок, я вижу, что ты выбрал нарушить наши договоренности и потерять возможность пользоваться гаджетами на неделю. Но я уверена, что в следующий раз ты примешь другое решение». 

Основные “битвы” происходят, когда родители хотят изменить ситуацию, которая складывалось много лет. И ничего удивительного, если подросток кричит как ненавидит вас. Постарайтесь принять его гнев стоически и не принимать на свой счет. Помните, что вы выполняете важную задачу — обеспечиваете безопасность своего ребёнка. 

В этом вам могут так же помочь приложения и сервисы для родительского контроля, блокирующие контент 18+, ограничивающие время использования устройства, и предоставляющие возможность удалённой блокировки, запрещающие делать покупки, встроенные в играх и приложениях и т.д.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *