Дружба крепкая не сломается

Как и большинство других навыков, умение дружить оттачивается путём проб и ошибок. Чем больше у детей возможностей попробовать, что работает с другими, а что нет, тем лучше развивается социальная компетентность. Как же помочь ребёнку обрести друзей?

У детей 3-6 лет дружба эгоцентрична и основана на “схожестях” — возраст, пол, интересы. “Друг — это тот, кто любит такие же игры, как я, живет поблизости или ходит в мою группу”. Друзья могут и подраться, ведь ещё не понимают чувства, точку зрения, черты личности другого человека.

Затем в 6–9 лет приходит понимание чувств другого ребенка и умение в соответствии с ними корректировать свои действия. Появляется способность прогнозировать последствия своих поступков, причем у девочек раньше, чем у мальчиков. 

В предподростковый период (9–12 лет) дружба основана на взаимной выгоде: “ты мне — я тебе”. Друзья помогают и поддерживают друг друга. Если родители в чём-то не согласны, то уж друг точно поймёт.

Дружба помогает развивать эмоциональный и социальный интеллект. Канадские ученые три года исследовали 230 детей и выяснили, что дружба защищает от депрессии и тревоги, делает их более эмоционально устойчивыми.

Но что, если друга нет? Если малыш перешел в новый садик и не может обрести такого же близкого друга, как у него был раньше. Или начал учиться в школе и спустя два месяца учебы всё ещё держится в классе особняком.

Обсудите с ребенком, как он видит ситуацию, хочет ли подружиться и почему не удается? Как правило, не хватает какого-то одного ключевого навыка, чтобы научиться дружить:

— не решается подойти и заговорить, стать заметным;

— спешит всюду быть первым, пролезть без очереди, встрять в разговор, и сверстники отгораживаются от вторжения;

— не умеет отказать, защитить себя, избегает контакта, чтобы не попасть в конфликт;

— сложно выражать свои чувства и понимать эмоции других людей;

— не готов идти на компромисс, договариваться и т.д..

Как и большинство других навыков, умение дружить оттачивается путём проб и ошибок. 

Если в беседе не удалось найти причину, предложите сопровождать класс, например, на экскурсию. Понаблюдайте, как ребёнок взаимодействует с другими, и постарайтесь понять, что мешает ему подружиться. 

И обучайте только одному навыку за раз: слушать собеседника, глядя в глаза; словам вежливости (спасибо, извини, пожалуйста); не отнимать вещи у другого, а предлагать играть вместе; выставлять вперед руку и говорить обидчику “Стоп! Мне так неприятно. Со мной так нельзя” и так далее.

С трёх лет учите знакомиться. Репетируйте друг с другом, на игрушках. Обсудите, как знакомятся герои любимых книг и мультфильмов. Не зная, как привлечь к себе внимание, ребёнок может стать задирой, отнимать игрушки у других.

Если ребёнок робкий от природы, не ждите от него смелых шагов, не форсируйте. Поддержите его веру в себя. Не акцентируйтесь на том, что не удалось. Хвалите за то, что ребёнок сделал, и даже за попытку. 

Подумайте, уважаются ли границы ребёнка в семье. Может ли он выбирать одежду, занятия, еду? Принимается ли его отказ от чего-либо? Умение отстаивать свои желания и мнение формируется в общении с самыми близкими людьми.

Возьмите инициативу в свои руки. В один из выходных пригласите одноклассников или одногруппников ребенка в гости, пусть он решит, кого хотел бы позвать. По реакции родителей на приглашение вы поймёте, не ограждают ли они, по каким-то причинам, своих детей от общения с вашим ребенком. Если всё сложится и гости придут, то ребёнок сможет на своей территории, где ему безопасно, найти точки контакта с другими ребятами.

Общение с детьми ваших друзей — недолгое, у себя дома, в присутствии родителей — хороший шанс научиться дружить.

Лучше всего дети учатся не через наши слова, а на наглядном примере. Давно ли вы виделись со своими друзьями? Знаком ли ваш ребенок с их детьми? Общение с ними — недолгое, у себя дома, в присутствии родителей — хороший шанс научиться дружить.

Обсуждайте, какие важные качества необходимы для крепкой дружбы (честность, забота и поддержка, уважение интересов другого, готовность выслушать и даже заступиться).

И объясните, что даже самый лучший, близкий друг все же не заменит семью. Сверстники так же неопытны в жизни, как и сам ребёнок. До 16 лет главными опорами и ориентирами в жизни должны оставаться родители. Для этого выстраивайте с ребёнком доверительные отношения, здоровую привязанность.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *